Личности погибшего бойца установили астраханские и петербургские поисковики

15 июня 2018 года в сообществе “Сводный поисковый отряд “Лотос” в ВКонтакте появилось обращение от петербуржского поисковика Максима Орлова. В нём он просил помощи в поиске родных бойца. К обращению были приложены фотография с места раскопок и фото посмертной записки:

На записке читалось следующее:

Можно писать
г.Астрахань
3 р-н, улица К[…]
дом №7 Васильева
Евдокия Васильевна

Тоджичская ССР
Молотовское п/о
хлоппункт
Савельева Дарья
Ануфриевна
Боец Васильев […]р
Васильевич

Начались споры по поводу названия улицы и имени бойца. Имя было написано неряшливо, можно было прочесть и как Н-др (Никандр), и как Н-нор (Никанор), и как А-ндр (причём в этом случае буква “д” почему-то имела бы завитушку наверх, а не вниз, как у остальных букв “д” в этой записке). Вероятнее всего, это был Александр — два других имени не так сильно распространены. В качестве рабочей версии было принято, что боец Васильев проживал в г.Астрахань, в Таджикской ССР работал на хлопковой ферме, а Васильева Евдокия Васильевна — его родная сестра. По базе данных сайта «Память народа» были проверены и Васильевы Никандры, и Васильевы Никаноры, и Васильевы Александры. Поиски в Книге Памяти Астраханской области дали нам одну запись, предположительно это и был наш боец — Васильев Александр Васильевич, 1902 года рождения. Было решено посетить дом по адресу ул.Калинина, 7 — для этого необходимо было узнать, где конкретно находился этот дом в 1941 году.

Как показало изучение карты за 1927 год и информация с сайта astrakhan.pp.ru, улица Калинина раньше была гораздо короче — начиналась от перекрёстка с Красной Набережной. Дом номер 29 или 31 ранее должен был иметь номер 7. По этому адресу располагался дом из красного кирпича, дореволюционной с постройки, вероятно — дом купца или зажиточного мещанина.

Одна из жительниц дома номер 29 рассказала, что в их доме действительно проживала Евдокия, приезжая, которая проживала вместе со Славой (Вячеславом?) Дуюновым. Первая жена Славы ушла на войну, и о ней больше никто и ничего не слышал. А дом, как оказалось, был построен в 1889 году и принадлежал известному в Астраханской губернии зубному врачу.

К сожалению, жители дома не смогли помочь в розыске потомков семьи Дуюновой — Аллы и её двоих детей. В итоге было решено потянуть за единственную доступную ниточку — за фамилию “Дуюновы”. На региональных новостных сайтах была размещена новость о розыске детей Славы Дуюнова, проживавшего на улице Калинина.

На следующий день позвонил молодой человек и рассказал, что его отец является родственников Дуюнова Вячеслава, упомянутого в заметке. Евдокия действительно приезжей, а о брате, к сожалению, в его семье никто не знал.

Петербургские коллеги тоже времени не теряли: они методом исключения установили личность бойца. Ближайшим населенным пунктом к месту захоронения бойца был поселок Медный Завод, а рядом с Васильевым нашли еще один останок. По этим двум дополнительным фактам было установлено, что бойцом действительно был Васильев Александр Васильевич 1902 года рождения, уроженец Новгородской губернии (позже эта местность была включена в Ленинградскую область). Таким образом, две версии совпали, образовав единую. Интереснее всего другое — как брат, уроженец одной из северных областей, попал в Книгу Памяти Астраханской области? На этот вопрос ответа пока нет. Скорее всего, информацию о нём передала Дуюнова Алла.

Как видно из этого случая, порой для идентификации даже именного останка требуются усилия. К сожалению, прямых потомков мы так и не нашли. Родная деревня бойца — Бряшная Гора — стала частью города Санкт-Петербурга, поиски через районную администрацию ничего не дали. Боец, защищавший свою родную Ленинградскую землю, упокоился вместе со своими однополчанами. Будем надеяться, что когда-нибудь его потомки найдут записи об их прадеде.

 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *